ГЛОНАСС
ГЛОНАСС – это Глобальная навигационная спутниковая система — советская и российская спутниковая система навигации, разработанная по заказу Минобороны СССР. Разрабатывать ее начали еще в 1976 г.
Первоначально данная система создавалась для военных целей, но позже нашлось ее гражданское назначение. Система используется в управлении потоками транспорта на всех видах транспортных средств, применяется при контроле перевозок опасных и ценных грузов, пассажироперевозках, при контроле в сфере рыболовства на территориальных водах, при проведении спасательных и поисковых мероприятий, для осуществления геодезических работ, в строительстве и в других сферах деятельности.
Работа по испытанию системы ГЛОНАСС проводится с 12.10.1982, когда был запущен на орбиту спутник «Ураган».
Использование приемников ГЛОНАСС
Системы ГЛОНАСС устанавливают на военные и гражданские суда и летательные аппараты, баллистические ракеты. Система оснащения общественного транспорта, для транспорта спец. служб, в недалеком будущем возможно будет принят закон об оснащении системой всех автомобилей в России. С 01.01.2013 оснащению системой ГЛОНАСС подлежат коммерческие и грузовые автотранспортные средства, эксплуатируемые на территории РФ.
Предназначение системы ГЛОНАСС
Цель оснащения транспортных средств системой ГЛОНАСС — отслеживание его местонахождения (точных координат), скорости передвижения транспорта (вектор скорости), фиксация местонахождения воздушных, наземных, водных транспортных средств и объектов с максимально возможной точностью.
Развитие ГЛОНАСС
Китаем и РФ будет создано единое навигационное пространство. Таким образом, каждый объект (судно, летательный аппарат, автотранспортное средство или пешеход) в любой момент может определить параметры своего движения и местонахождения.
Сигнал ГЛОНАСС принимают не только GPS-приемные устройства, навигаторы бортовые, но и мобильные устройства. Данные о местонахождении объекта, скорости его перемещения и векторе движения посредством сети оператора отправляются на сервер сбора информации.
Система позволяет обеспечить глобальное и постоянное (непрерывное) навигационное обслуживание любых категорий потребителей круглосуточно, вне зависимости от метео условий. В любом месте потребитель имеет доступ к сигналу ГЛОНАСС безвозмездно и без каких-либо ограничений.
Использование системы ГЛОНАСС для гражданских целей начали в 1923 г., к 1925 г. на орбиту было запущено 24 спутника.
В 2001 г. количество спутников сведено до 6 единиц ввиду недофинансирования и выхода из строя части спутников.
К 2010 г. количество спутников ГЛОНАСС возросло до 26 единиц. Основными из них были 24 спутника, остальные – резервные.
Сегодня в системе ГЛОНАСС насчитывается 29 космических аппаратов, из них 24 единицы используются по целевому назначению, 1 ед. используются при летных испытаниях, 1 ед. – при вводе в систему, остальные 3 ед. являются резервными.
NAVSTAR GPS
Существуют 2 системы глобальной спутниковой навигации. Помимо отечественной, существует американская – NAVSTAR GPS.
Различие: спутники системы ГЛОНАСС при передвижении не имеют синхронизации с движением нашей планеты. Поэтому они стабильны, не требуют проведения дополнительных корректировок, однако, срок их эксплуатации короче.
Спутники ГЛОНАСС осуществляют вращение на высоте 19,1 тыс. км над Землёй. Приёмники ГЛОНАСС позволяют определять с вероятностью 99,7%:
– горизонтальные параметры: точность до до 50–70 м,
– вертикальные параметры: точность до 70 м,
– вектор скорости: точность до 15 см/с,
– время: точность до 0,7 мкс.
Спутник передаёт сигналы 2 типов: открытый сигнал с обычной точностью и защищенный сигнал с более высокой точностью. Открытый сигнал доступен каждому приёмнику ГЛОНАСС, защищенный доступен лишь специальной аппаратуре Вооружённых сил России.
Развитием системы ГЛОНАСС занимается Роскосмос и ОАО «Российская корпорация ракетно-космического приборостроения и информационных систем» («Российские космические системы»).
Навигация ГЛОНАСС. Отличие системы ГЛОНАСС от системы GPS
Начало разработки глобальных навигационных систем на основе спутниковых систем в СССР и в США происходило практически одновременно.
В США разработка началась в начале 70-х годов, в СССР – в конце 60-х – начале 70-х годов. В 1982 г. на орбиту был выведен первый спутник системы ГЛОНАСС, американский навигационный спутник – в 1978 г.
Гражданским организациям система GPSВ стала доступна в 1983 г. п указу Рональда Рейгана. Однако, лишь в 1993 г. США запустили необходимое для устойчивой работы системы количество спутников. ГЛОНАСС по плану должен был начать работу в полную мощь в 1991 г., однако, с развалом СССР и, соответственно, экономики страны реализация проекта был остановлен до 2001 г.
Навигатор Glospace SGK-70 с системой Глонасс
В 2001 г. руководство РФ возобновило реализацию проекта по развитию системы. В то время на рынке уже распространялась система GPS (США), также осуществлялась разработка китайского аналога (Компас) и европейского (Галилео).
Была поставлена задача глобального оснащения системой ГЛОНАСС до 2009 г. Кроме того, стояла задача разработки системы, способной принимать сигналы любых навигационных спутников на орбите, не только российских, но и американских, и европейских. Таким образом, ставился вопрос достижения максимальной точности и достоверности сигналов системы.
Американская система GPS получила доступность среди гражданского населения США лишь в 2000 г. Первые же навигаторы для автомобильного транспорта на основе работы системы появились не ранее 2005 г., и мгновенно приобрели популярность среди авто пользователей во всем мире. Первые навигаторы Glospace, осуществляющие работу в ГЛОНАСС поступили в продажу в конце 2007 г. Это была пробная партия, работающая как с американских так и с российских навигационных систем.
Навигаторы российского производства требуют существенной доработки для того, чтобы стать конкурентоспособными с системой GPS. Так, система ГЛОНАСС не обеспечивает покрытие всей планеты, ввиду недостатка работающих спутников. Также отстает и точность навигации. К примеру, на территории США американская система дает точность до 3-х метров, европейская – 1-3 метров.
Среди технических недостатков ГЛОНАСС отмечается значительный вес – до 400 г, массивная внешняя антенна, энергоемкость. Прибор подлежит отключению на время отсутствия, оп причине быстрой разрядка аккумулятора. Кроме прочего, ГЛОНАСС принимает 12 каналов, приемник GPS – до 20 каналов.
Протестировать систему мониторинга Wilalon
Перейдите по ссылке справа, чтобы протестировать систему ГЛОНАСС-мониторинга Wialon. Логин и пароль: demo2000